Борис Славин размышляет о трех минах, на которых может "подорваться" современное образование.
Университеты (конечно, постепенно!) начнут превращаться в своего рода киностудии по производству электронного обучающего контента, а знаменитый ППС (профессорско-преподавательский состав) станет больше похож на актерскую гильдию, из которой формируется «съемочная» группа под той или иной образовательный проект. Появятся преподаватели, выполняющие роль режиссеров, научных консультантов, сценаристов и т.п., немалую часть работы будут делать программисты, художники. Не обойдется и без продюсеров (сейчас ими работают ректоры, а в будущем их круг будет шире).
...сегодня нельзя найти ни одного ученого, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Эпоха знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены будут кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сети, которые будут выступать в роли единого организма. И тогда образование станет основным процессом, поддерживающим жизнедеятельность таких сетевых сообществ. И это совсем не Университеты! Не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика: будет единый организм, в котором каждый индивид реализует свои компетенции, развивает их, учиться сам и учит других…
-------------------------------------
В какие храмы науки мы в ближайшем будущем будем ходить и какие жертвы будем приносить на алтарь знания? Я думаю, это действительно будет некий гармоничный симбиоз очных и заочных сетевых сообществ людей и инфраструктура, способствующая быстрому доступу и обмену знаниями. Самое главное - чтобы не пропадало само желание учиться и учить других, одновременно учась у них.
Все же желательно не забывать, что новое знание рождается у конкретной личности, которая помещена в соответствующий культурный бульон (или является частью единого организма в терминологии автора).
Последние комментарии