Рассмотрение итогов внедрения - дело хорошее. Вот только если судить по тем проблемам, которые были озвучены сегодня в ходе селекторного совещания в Департаменте образования, то на 17 декабря итогов еще не будет. Ну не успеют обеспечить защиту канала передачи информации со стороны образовательных организаций. Хотя отрицательный результат - тоже результат.
Вопрос по мониторингу внедрения АСУ образовательными учреждениями ВО. Вчера на селекторе Никуличев А.А. пообещал рассмотреть вопрос о доработке АСУ в части пакетной загрузки данных от образовательных организаций (вопрос Череповецкого Металлургического Колледжа). Изначально в тех.задании предусмотрена пакетная загрузка только пяти справочников, их мы уже получили, заполнили и передали в ЦИОКО. Нужно больше, желательно бы все данные загружать пакетами. Тогда мы экономим технические, человеческие и временные ресурсы на работу с системой. И можем сохранить в образовательных организациях те системы автоматизации управления, которые уже действуют. Есть ли надежда на выполнение обещаний со стороны председателя КИТиТ?
Вопрос о доработке АСУ в части пакетной загрузки данных от образовательных организаций, а шире - вопрос об интеграции внедряемого ПО с существующими решениями очень важен. Это должно было быть прописано в ТЗ, а в настоящий момент это вопрос договоренностей Исполнителя и Заказчика. Я считаю, у заказчика достаточно рычагов при приемке, чтобы решить его к обоюдному удовольствию сторон. И в любом случае, я рекомендую общественному совету взять на контроль этот вопрос. Со своей стороны могу добавить, что во многих регионах эта проблема решена.
Дата, время и место заседания:
г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, 7-й этаж (место будет уточнено дополнительно)
17 декабря 2013 года, 11:00 – 13:00
ВОПРОС 1.
По итогам рассмотрения внедрения автоматизированной системы управления образовательными учреждениями Вологодской области с целью обеспечения оказания в электронной форме государственных (муниципальных) услуг, рекомендовать Комитету информационных технологий разработать механизм, позволяющий проводить открытую публичную экспертную оценку заказов в сфере информационных технологий на этапе подготовки и обсуждения технического задания
ВОПРОС 2.
По итогам рассмотрения обращения Заместителя Губернатора Вологодской области А.В. Кожевникова в адрес Общественного Совета при КИТиТ подготовить заключение в срок до 26.12.2013.
Обсуждение и утверждение заключения провести в заочной форме, согласно Регламенту работы общественного Совета.
ВОПРОС 3.
Утвердить отзыв Общественного совета о «Стратегии развития информационного общества в Вологодской области»
ВОПРОС 4.
Утвердить план работы Общественного Совета на 2014 календарный год.
Проект плана работы Общественного Совета при КИТиТ
Дата заседания и рассматриваемый вопрос
21 января 2014
Рекомендации о путях повышения эффективности расходования бюджетных средств при реализации ИКТ-проектов в регионе.
Необходимость проведения общественной и профессиональной экспертизы технических решений, предлагаемых КИТиТ и подведомственными учреждениями, в рамках реализации федеральных и областных целевых программ.
Организация специализированного портала планируемого государственного заказа Вологодской области в сфере информационных технологий.
18 марта 2014
Рекомендации по путям решения проблемы удовлетворения потребности региона в квалифицированных кадрах для ИТ-отрасли и профориентационной работе в ИТ-сфере; повышение престижа ИТ-специальностей; популяризация ИТ-компаний региона как престижных мест работы.
20 мая 2014
Развитие малого и среднего бизнеса в ИТ-сфере в регионе: возможности поддержки на уровне региона; факторы, сдерживающие рост; влияние муниципальных и региональных подведомственных учреждений на конкурентоспособность и развитие МСБ в ИТ-сфере.
Развитие ИТ-отрасли в муниципалитетах. Способы обеспечения согласованности мунициапльных, региональных и федеральных программ развития ИТ.
15 июля 2014
Необходимость автоматизации муниципальных органов власти и муниципалитетов.
Развитие ИТ-отрасли в муниципалитетах. Способы обеспечения согласованности мунициапльных, региональных и федеральных программ развития ИТ.
16 сентября 2014
Встреча с операторами мобильной связи региона с целью выявления и учета их потребностей в пределах компетенций Совета.
Встреча с операторами фиксированной связи региона с целью выявления и учета их потребностей в пределах компетенций Совета.
18 ноября 2014
Подведение итогов работы Общественного Совета за 2014 год
1.
По внедрению "электронного журнала"
Акты не подписаны; к рабочей версии программы доступа у конечных пользователей нет; проблема с защищенными каналами практически решена.
Представители Ростелекома, КИТиТ дали развернутые комментарии. Выступили представители Вологды и Череповца.
Нет "подключения" со стороны ЦИОКО. Представители основного заказчика - ЦИОКО на заседании не пришли.
Будем продолжать "мониторить" ситуацию. Вопрос планируется вынести на рассмотрение Общественного Совета при Департаменте образования (20 декабря).
Рассматривается предложение вынести отчет о внедрении системы на январской заседании Совета по информатизации (комиссия по информационному обществу)
2.
Обсужден вопрос по интеграции системы с уже существующими системами автоматизации.
В рамках ТЗ задача обеспечения совместимости и интеграции не ставилась.
Техническая возможность интеграции есть.
3.
Уверенности, что 1.1.2014 все заработает "как надо" нет.
4.
По письму А.В. Кожевникова будет готовиться ответ.
- планируется предварительное публичное объявление о любых ИКТ-проектах в регионе + согласование любых ИКТ-решений в регионе с КИТиТ + обязательная экспертная оценка предлагаемых решений.
- будет создана "таблица компетенций" ИКТ-компаний региона и список ИКТ-компаний. предполагается рекомендация использовать этот список при планировании и реализации ИКТ-проектов в регионе.
5.
Из оргвопросов деятельности Совета:
- из членов Совета исключен (по собственному желанию) Сысоев Д.А.
- утвержден отзыв на стратегию развития инф. общества
- обсужден план работы на 2014 год. предложены корректировки.
Официальный протокол будет доступен в течении 2-4 рабочих дней
Если не подключат учреждения на 25.12.2013 - не заработает "как надо" даже к 15.01.2014. Введение учебных планов в программе предусмотрено "ручное", дело это объемное, а новогодние праздники рабочими днями еще ни один директор не рискнул объявить. Без учебного плана дневник не выстроить. Ну неужели трудно было еще один шаблон в ТЗ забить!!! Это же типовые документы для всей РФ.
Ольга.
Вопрос, как и огромное количество предыдущих, "упирается" в подготовку ТЗ.
Было бы ТЗ предварительно рассмотрено, в том числе "на местах" - большей части проблем, думаю, не было бы.
У меня вызывает смешанные чувства подход к построению защищенной сети Деп. образования Вологодской области, а именно к финансированию этого процесса. За ПО для защиты каналов для сети _регионального значения_ платит, как это ни странно, не область. Происходит "размазывание" затрат по муниципалитетам, школам и далее. И у меня есть основания полагать, что в некоторых случаях цепочка заканчивается карманом родителей. Это такая своеобразная "экономия" бюджетных средств.
Но я вам скажу по секрету, что разместить единый заказ на приобретение ПО защиты каналов на все школы области, стоило бы примерно на 30-35% дешевле, чем сумма тех средств, что сейчас с огромным трудом изыскиваются и тратятся каждой школой. Просто потому, что оптом дешевле.
Да-да, конечно, есть организационные проблемы.
Конечно, школы - это другой уровень бюджета.
Но.
Давайте посмотрим, каким образом неразрешимые в Вологодской области проблемы решаются в соседней области.
По ссылке http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html... размещена информация о конкурсе Открытый конкурс № 69/2013 от 04.10.2013 на право заключения договора на приобретение, установку и настройку средств защиты информации для обеспечения доступа к сервисам, расположенным в Мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети (МИТС) Правительства Ярославской области, в сети оператора электронного правительства Ярославской области – КП ЯО «Электронный регион» и в сети единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком».
Все очень просто.
Взять и сделать всю сеть. Разом. На тысячу мест.
Причем не только купить ПО, но и потребовать установку и настройку ПО с выездом квалифицированных специалистов для установки и подключения _каждого_ АРМ.
При этом в списке не только школы и профессиональное образование, но и детские сады, и допобразование, и управления образования в каждом районе.
Заказчик КП ЯО «Электронный регион» (аналог БУ ВО «ЦИТ» у нас).
Дорого?
Ничуть.
У нас в области с установкой силами учителей информатики - те же деньги.
Правда, из других кошельков.
А уж суеты под конец года...
А в Ярославле тем временем сидят тихонечко и наблюдают как подрядчик в мыле носится по области.
И получат _работающую_ систему к тому сроку, какой запланировали.
Да, тоже не без трудностей, но, как говорится, технических проблем в природе не существует. Есть только организационные.
Браво, Алексей. Рад что специалисты подключаются к дискуссии. Правда я насчитал в договоре только 514 комплектов ПО. Сумма договора - 7771019 рублей, и это составляет чуть более 15 тыс. руб за одно рабочее место. Наверное, с установкой по всей области это приемлимо, но если я тебя правильно понял, то речь идет об источнике финансирования (приведу из ТЗ целиком):
2.1. Обозначенные ниже мероприятия проводятся в рамках ОЦП «Развитие информатизации Ярославской области 2011-2013» в целях защиты подключения к региональной инфраструктуре электронного Правительства Ярославской области организаций, подведомственных органам местного самоуправления, для предоставления данными учреждениями услуг в электронном виде в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 451 от 08.06.2011 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Иными словами, если заранее думать головой, то потом не нужно стирать ноги до колен.
Справедливости ради, должен добавить, что есть регионы, где вообще без защищенной сети VipNet обошлись...
Нет, Игорь.
514 в конце таблицы - это было количество по второму этапу. С учетом изменений КД всего 1007 мест - 205 в 1013 году и 802 - до марта 2014 года.
За место 7 717 руб. и это с установкой.
У нас примерно 7 500 руб. за место без установки.
15 000 руб. было бы просто запредельно дорого.
Насчет решить задачу без ViPNet.
Конечно можно, кто бы спорил.
Но ведь условия задачи у нас по ходу дела могут поменяться. Система вдруг будет устроена по-другому, вдруг начнут передаваться данные другой категории, использоваться она будет для других целей.
Решения, подобные ViPNet (не обязательно он) - это решения "с запасом".
Если в регионе уверены в гибкости своих альтернативных решений, в состоянии обосновать их работоспособность в условиях "рисков смены курса" - честь им и хвала. Если нет - пожалуйте приобщиться к решениям ViPNet.
Я ведь не возражаю, и сумму не комментирую, и ViPNet не пинаю. Я лишь уточняю, что решение об использовании ViPNet принималось ОДНОВРЕМЕННО с решением о его приобретении за счет средств регионального бюджета.
То есть решение было продуманным и комплексным. И в этом случае можно принимать решения "с запасом", если есть какая-либо комплексная программа информатизации региона, где этот "запас" обоснован.
А так чужое решение, да еще и создание чужого "запаса" предлагается оплатить тем, кто ни решения не принимает, ни денег не имеет.
Будем учиться у коллег.
Как-то так.
И раз уж пошел такой разговор, то добавлю свои личные пять копеек.
На прошедшей неделе у меня была встреча с представителями одной непоследней школы г. Вологды и я приведу несколько бытовых соображений.
Почему в Татарстане используют татарский язык? А в Биробиджане не используют иврит? Это удобно на бытовом уровне. При этом Татарстан не отказывается от русского, он там используется НАРАВНЕ и ОДНОВРЕМЕННО с татарским, республика является ведущим промышленным регионом России и, соответственно, вся научная, технологическая и конструкторская документация ведется на русском языке.
К нашему случаю это применимо аналогичным образом. У некоторых школ уже есть свои системы оказания услуг по ведению электронных дневников, расписаний, с персональными кабинетами родителей, учеников, учителей. Сегодняшний подход к внедрению госуслуг на ЕПГУ предусматривает два варианта развития событий в этом случае - отказ от существующей системы, либо параллельное ведение двух систем.
Рассмотрим первый вариант: Услуги на ЕПГУ регламентируются ФЗ, оказываются строго в соответствии с регламентом. Т.е. хуже (меньше) сделать нельзя. А лучше (больше)? НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Таким образом, при существующем подходе ВСЕГДА у собственной системы будет поле ВОЗМОЖНОСЕЙ оказывать услуги удобнее, качественнее и в более широком спектре. И если такая система у школы уже есть и она ЗАВЕДОМО лучше, то как объяснить родителям, что теперь в соответсвии с ФЗ все станет хуже, неудобнее, да еще за деньги школы?
Но предположим, что предлагаемая ЦИОКО система ИДЕАЛЬНА. По-хорошему, для ее успешной эксплуатации в нормальной школе нужно подключить порядка 40 рабочих мест учителей для ведения электронных дневников и расписаний. Возьмем цифры, приведенные Алексеем Фирулевым: 7500*40 = 300 000 рублей на одну школу. В нашем случае - за ее счет. Ничего так "запас".
Рассмотрим тогда второй вариант - параллельное ведение двух систем. Сейчас в школах города подключается в среднем 3 рабочих места. Значит, учитель, будет сначала заносить все данные о занятиях и успеваемости на своем рабочем месте, а затем, в очередь! стоять и ждать, когда освободится место за одним из специальных компьютеров, подключенных к системе ЦИОКО. По мнению учителей из указанной школы, если они и будут это делать, то только для некоторых учеников, у которых родители потенциально скандальны. Но не только в этом проблема. Появляются имиджевые риски для департамента образования, в этом случае граждане видят, что вмешательство региональных властей для исполнеия требований ФЗ является чистой профанацией и ухудшением уже существующего уровня оказания услуг и пустой тратой денег школы. И учителя анонимно подтверждают это.
Есть ли решение такой ситуации? (Заранее договоримся, что решения, связанные с отказом ViPNet не рассматриваем). Есть, и это интеграция существующей системы школы и решения, предлагаемого ЦИОКО. Понятно, что для каждой школы свой механизм интеграции сделать накладно, и в таких случаях создают универсальный интерфейс с открытым стандартом обмена. Кстати, предварительный разговор с исполнителем контракта по этому поводу был, и исполнитель подтвердил возможность разработки такого интерфейса по требованию заказчика.
Как говорится, и волки сыты, и вам не хворать.
Руслан, "дать возможность" работать и "начать " работать, к сожалению, очень разные вещи. Дословная цитата сотрудника ЦИОКО звучит так "Мы сгенерируем и разошлем вам логины и пароли, а подключать будем, когда получим от поставщика ViPNet данные о ваших лицензиях." То есть, опять получаемся мы в дураках - вроде и дом есть, и ключи есть, а дверной проём , чтоб войти, еще не сделан.
Поправлю. Решение ViPNet по защите каналов для школы от 10 до примерно 100 рабочих мест будет стоить 120-150 тыс. руб. независимо от числа мест. Но есть тонкости.
Ольга, ЦИОКО должен получить от поставщика информацию об узлах защищенной сети (так называемые reg файлы), затем сгенерировать файлы с ключевой информацией и конфигурацией и передать их в школы для разворачивания клиентской части. Без этого даже при наличии лицензии и дистрибутива (или аппаратного решения) в школе узел защищенной сети, увы, не поднять.
Мне бы очень не хотелось, чтобы мои высказывания здесь расценивались как некое "нытье" конечного исполнителя, который вовремя не соориентировался в ситуации и не "взял под козырек". Да, можно было бы еще 7 ноября, при получении письма ДО о подготовке рабочих мест сразу же броситься закупать ViPNet на 40 рабочих мест. Тогда мы бы уже успели получить лицензии и находились бы в счастливом ожидании подключения. Но! Встанем на место любого директора: с меня запрашивают оборудование рабочих мест под неизвестно что, неизвестно как работающее и неизвестно зачем мне оно будет нужно. НИКТО не консультирует по этому неизвестно чему, ни ЦИОКО, ни специалисты Департамента. Потому что нет их там, специалистов в ИТ-технологиях. Семинар-знакомство с системой назначен на 20 ноября, хорошо ждем до 20-го. На семинаре начальник ЦИОКО Касперович В.Н. заявляет: Вы не переживайте, деньги на закупку ViPNet будут выделены централизованно, специалисты Департамента подтверждают. Хорошо, не переживаем, ждем. 27 ноября приходит Соглашение о распределении целевой федеральной субсидии, на укрепление мат.базы. Оказывается, имелись в виду именно эти деньги. Но они идут под другую программу, на закупку ПО, какого бы ни было , их пустить нельзя. В Департаменте почему-то об этом не знали... И только 3 декабря, на селекторном совещании, от Андрея Анатольевича Никуличева наши директора слышат о том, что обеспечение защищенных каналов передачи, оказывается, исключительно их компетенция и отвественность, и деньги они должны находить сами. Мы потеряли месяц! Я полностью соглашусь с Игорем Любимовым насчет имиджевых рисков Департамента образования: система ещё не начала работать, но со стороны педагогических коллективов к ней уже сформировано четкое негативное отношение. "Хотели как лучше, получилось как всегда" (бессмертно).
Целиком и полностью согласен Ольгой Юмановой и Игорем Любимовым. Ольге вообще отдельный респект за смелость и прямоту высказываний. В школах среди учителей негатив уже нарастает. Только они не "выносят сор из избы" на общественный площадки. Да и какое может быть внедрение в конце года, когда конец четверти?! Не департаменту ли образования это знать?! Нужно было это всё постепенно внедрять, обучать, в тестовом режиме работать, как это ДОЛЖНО делать при любом внедрении, а с 1 января переходить на полноценную работу. А у нас, как всегда, бросили ребёнка в реку и пускай сам выплывает. И на счёт спасательного круга от ДО и ЦИОКО я сильно сомневаюсь.
Многие из нас в прошедшем году так или иначе работали с образованием. Поэтому с целями не сложно:
1. Поделиться, кто чем занимается, что знает и что может.
2. Определиться со своими компетенциями и возможностями.
3. Обозначить перечень реальных мероприятий на следующий год.
Далее, тему так и обозначим - образование, и конечно, не только комитет, имею ввиду, комитет должен организовать встречу.
Давайте соберёмся. Кстати, сегодня, 26.12.13 должны дать пароли учителям для доступа к системе электронных дневников. Жду с нетерпением, чего я через сайт госуслуг увижу.
Попробовал на сайте госуслуг найти электронный дневник. Через поиск нашёл. Называется "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости". Чтобы данную услугу получить, надо подать заявку. На втором же шаге оформления заявки затык полный. Ни одного общеобразовательного учреждения в базе нет. Т.е. не готово ещё всё для предоставления данной услуги. Как всегда, через одно место всё. Ждём-с.
Коллеги, сегодня по нашей просьбе было проведено совещание в Департаменте образования области по проблемам в ходе исполнения контракта по выводу образовательных услуг на ЕГПУ. Совещание проводила Елена Олеговна Рябова, присутствовали директор Вологодского филиала ОАО Ростелеком Андрей Степанович Ганов, директор ЦИОКО Валентина Николаевна Касперович.
Обсуждение было достаточно острым, могу констатировать следующие результаты:
1. Контракт по-прежнему в полном объеме не исполнен, замечания Ростелеком устраняет.
2. Вопросы с обеспечением учебных заведений оборудованием и лицензиями VipNet решены, спасибо компаниям КАМИ и Логасофт, сделавшим все поставки с отсрочкой оплаты на следующий год.
3. Пароли администраторам учебных заведений для доступа к системе выдаются.
4. Отдельно обсуждался вопрос об интеграции с существующими программами учебных заведений. ЦИОКО поддержал необходимость такой интеграции, Ростелеком готов провести необходимые доработки. Нам нужно предложить требования к универсальному интерфейсу обмена. Жду ваших предложений.
ЦИОКО. Решение принято, но документально не оформлено, Андрей Анатольевич Никуличев в командировке. (Хотя ведь существует электронный документооборот...)
А какие далеко идущие последствия?
"Последствия" в моем понимании - это проблемы при последующем сопровождении системы.
Причем, сопровождение это не только ведь "техподдержка", но и сопровождение на уровне административных регламентов.
И тут я очень беспокоюсь, что ЦИОКО, обеспечив техническую часть, административную не обеспечит.
На мой взгляд, 146% проблем, возникших при внедрении системы, связаны именно с недостаточным уровнем информирования, взаимодействия с конечными пользователями, разработки последовательности действий и т.п.
Даже на последних заседаниях мы слышали "все будет работать", "все будет работать", "все будет работать"... Но "на местах" хочется слышать, что конкретно делать и в какие сроки.
Если всю работу ведет ЦИОКО, что мешает хотя бы просто разместить на сайте http://cioko.edu35.ru/ календарный план внедрения системы и алгоритм действий "на местах".
Как общественность я после этого успокоюсь.
Причем я четко понимаю, что взаимодействовать с КИТиТ мы можем и через Клуб, и через Общественный Совет... А вот с ЦИОКО как взаимодействовать - непонятно...
Пока я мониторю ситуацию потихонечку...
Кстати, интересное описание развития событий на http://rodkom35.ru/2013/11/7810/ приведено...
Не хотелось бы 1.1.2014 получить поток статей "ничего не работает, пишу жалобу..."
Общественный совет при департаменте образования в помощь. Кстати, руководитель департамента Елена Олеговна Рябова всячески поддерживает такой формат взаимодействия с общественностью. Валентине Николаевне Касперович тоже деться будет некуда.
Комментарии
Ольга Юманова
Рассмотрение итогов внедрения - дело хорошее. Вот только если судить по тем проблемам, которые были озвучены сегодня в ходе селекторного совещания в Департаменте образования, то на 17 декабря итогов еще не будет. Ну не успеют обеспечить защиту канала передачи информации со стороны образовательных организаций. Хотя отрицательный результат - тоже результат.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
03 Дек 2013
Ольга Юманова
Вопрос по мониторингу внедрения АСУ образовательными учреждениями ВО. Вчера на селекторе Никуличев А.А. пообещал рассмотреть вопрос о доработке АСУ в части пакетной загрузки данных от образовательных организаций (вопрос Череповецкого Металлургического Колледжа). Изначально в тех.задании предусмотрена пакетная загрузка только пяти справочников, их мы уже получили, заполнили и передали в ЦИОКО. Нужно больше, желательно бы все данные загружать пакетами. Тогда мы экономим технические, человеческие и временные ресурсы на работу с системой. И можем сохранить в образовательных организациях те системы автоматизации управления, которые уже действуют. Есть ли надежда на выполнение обещаний со стороны председателя КИТиТ?
Заседание общественного Совета при КИТиТ
04 Дек 2013
Игорь Любимов
Вопрос о доработке АСУ в части пакетной загрузки данных от образовательных организаций, а шире - вопрос об интеграции внедряемого ПО с существующими решениями очень важен. Это должно было быть прописано в ТЗ, а в настоящий момент это вопрос договоренностей Исполнителя и Заказчика. Я считаю, у заказчика достаточно рычагов при приемке, чтобы решить его к обоюдному удовольствию сторон. И в любом случае, я рекомендую общественному совету взять на контроль этот вопрос. Со своей стороны могу добавить, что во многих регионах эта проблема решена.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
11 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Предлагаемый проект решения Общественного Совета.
ПРИНИМАЮТСЯ КОММЕНТАРИИ, УТОЧНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Дата, время и место заседания:
г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, 7-й этаж (место будет уточнено дополнительно)
17 декабря 2013 года, 11:00 – 13:00
ВОПРОС 1.
По итогам рассмотрения внедрения автоматизированной системы управления образовательными учреждениями Вологодской области с целью обеспечения оказания в электронной форме государственных (муниципальных) услуг, рекомендовать Комитету информационных технологий разработать механизм, позволяющий проводить открытую публичную экспертную оценку заказов в сфере информационных технологий на этапе подготовки и обсуждения технического задания
ВОПРОС 2.
По итогам рассмотрения обращения Заместителя Губернатора Вологодской области А.В. Кожевникова в адрес Общественного Совета при КИТиТ подготовить заключение в срок до 26.12.2013.
Обсуждение и утверждение заключения провести в заочной форме, согласно Регламенту работы общественного Совета.
ВОПРОС 3.
Утвердить отзыв Общественного совета о «Стратегии развития информационного общества в Вологодской области»
ВОПРОС 4.
Утвердить план работы Общественного Совета на 2014 календарный год.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
12 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Проект плана работы Общественного Совета при КИТиТ
Дата заседания и рассматриваемый вопрос
21 января 2014
Рекомендации о путях повышения эффективности расходования бюджетных средств при реализации ИКТ-проектов в регионе.
Необходимость проведения общественной и профессиональной экспертизы технических решений, предлагаемых КИТиТ и подведомственными учреждениями, в рамках реализации федеральных и областных целевых программ.
Организация специализированного портала планируемого государственного заказа Вологодской области в сфере информационных технологий.
18 марта 2014
Рекомендации по путям решения проблемы удовлетворения потребности региона в квалифицированных кадрах для ИТ-отрасли и профориентационной работе в ИТ-сфере; повышение престижа ИТ-специальностей; популяризация ИТ-компаний региона как престижных мест работы.
20 мая 2014
Развитие малого и среднего бизнеса в ИТ-сфере в регионе: возможности поддержки на уровне региона; факторы, сдерживающие рост; влияние муниципальных и региональных подведомственных учреждений на конкурентоспособность и развитие МСБ в ИТ-сфере.
Развитие ИТ-отрасли в муниципалитетах. Способы обеспечения согласованности мунициапльных, региональных и федеральных программ развития ИТ.
15 июля 2014
Необходимость автоматизации муниципальных органов власти и муниципалитетов.
Развитие ИТ-отрасли в муниципалитетах. Способы обеспечения согласованности мунициапльных, региональных и федеральных программ развития ИТ.
16 сентября 2014
Встреча с операторами мобильной связи региона с целью выявления и учета их потребностей в пределах компетенций Совета.
Встреча с операторами фиксированной связи региона с целью выявления и учета их потребностей в пределах компетенций Совета.
18 ноября 2014
Подведение итогов работы Общественного Совета за 2014 год
Заседание общественного Совета при КИТиТ
12 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Краткий отчет о заседании и о ситуации.
1.
По внедрению "электронного журнала"
Акты не подписаны; к рабочей версии программы доступа у конечных пользователей нет; проблема с защищенными каналами практически решена.
Представители Ростелекома, КИТиТ дали развернутые комментарии. Выступили представители Вологды и Череповца.
Нет "подключения" со стороны ЦИОКО. Представители основного заказчика - ЦИОКО на заседании не пришли.
Будем продолжать "мониторить" ситуацию. Вопрос планируется вынести на рассмотрение Общественного Совета при Департаменте образования (20 декабря).
Рассматривается предложение вынести отчет о внедрении системы на январской заседании Совета по информатизации (комиссия по информационному обществу)
2.
Обсужден вопрос по интеграции системы с уже существующими системами автоматизации.
В рамках ТЗ задача обеспечения совместимости и интеграции не ставилась.
Техническая возможность интеграции есть.
3.
Уверенности, что 1.1.2014 все заработает "как надо" нет.
4.
По письму А.В. Кожевникова будет готовиться ответ.
- планируется предварительное публичное объявление о любых ИКТ-проектах в регионе + согласование любых ИКТ-решений в регионе с КИТиТ + обязательная экспертная оценка предлагаемых решений.
- будет создана "таблица компетенций" ИКТ-компаний региона и список ИКТ-компаний. предполагается рекомендация использовать этот список при планировании и реализации ИКТ-проектов в регионе.
5.
Из оргвопросов деятельности Совета:
- из членов Совета исключен (по собственному желанию) Сысоев Д.А.
- утвержден отзыв на стратегию развития инф. общества
- обсужден план работы на 2014 год. предложены корректировки.
Официальный протокол будет доступен в течении 2-4 рабочих дней
Заседание общественного Совета при КИТиТ
18 Дек 2013
Ольга Юманова
Если не подключат учреждения на 25.12.2013 - не заработает "как надо" даже к 15.01.2014. Введение учебных планов в программе предусмотрено "ручное", дело это объемное, а новогодние праздники рабочими днями еще ни один директор не рискнул объявить. Без учебного плана дневник не выстроить. Ну неужели трудно было еще один шаблон в ТЗ забить!!! Это же типовые документы для всей РФ.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
18 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Ольга.
Вопрос, как и огромное количество предыдущих, "упирается" в подготовку ТЗ.
Было бы ТЗ предварительно рассмотрено, в том числе "на местах" - большей части проблем, думаю, не было бы.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
18 Дек 2013
Алексей Фирулев
У меня вызывает смешанные чувства подход к построению защищенной сети Деп. образования Вологодской области, а именно к финансированию этого процесса. За ПО для защиты каналов для сети _регионального значения_ платит, как это ни странно, не область. Происходит "размазывание" затрат по муниципалитетам, школам и далее. И у меня есть основания полагать, что в некоторых случаях цепочка заканчивается карманом родителей. Это такая своеобразная "экономия" бюджетных средств.
Но я вам скажу по секрету, что разместить единый заказ на приобретение ПО защиты каналов на все школы области, стоило бы примерно на 30-35% дешевле, чем сумма тех средств, что сейчас с огромным трудом изыскиваются и тратятся каждой школой. Просто потому, что оптом дешевле.
Да-да, конечно, есть организационные проблемы.
Конечно, школы - это другой уровень бюджета.
Но.
Давайте посмотрим, каким образом неразрешимые в Вологодской области проблемы решаются в соседней области.
По ссылке http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html... размещена информация о конкурсе Открытый конкурс № 69/2013 от 04.10.2013 на право заключения договора на приобретение, установку и настройку средств защиты информации для обеспечения доступа к сервисам, расположенным в Мультисервисной информационно-телекоммуникационной сети (МИТС) Правительства Ярославской области, в сети оператора электронного правительства Ярославской области – КП ЯО «Электронный регион» и в сети единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства ОАО «Ростелеком».
Все очень просто.
Взять и сделать всю сеть. Разом. На тысячу мест.
Причем не только купить ПО, но и потребовать установку и настройку ПО с выездом квалифицированных специалистов для установки и подключения _каждого_ АРМ.
При этом в списке не только школы и профессиональное образование, но и детские сады, и допобразование, и управления образования в каждом районе.
Заказчик КП ЯО «Электронный регион» (аналог БУ ВО «ЦИТ» у нас).
Дорого?
Ничуть.
У нас в области с установкой силами учителей информатики - те же деньги.
Правда, из других кошельков.
А уж суеты под конец года...
А в Ярославле тем временем сидят тихонечко и наблюдают как подрядчик в мыле носится по области.
И получат _работающую_ систему к тому сроку, какой запланировали.
Да, тоже не без трудностей, но, как говорится, технических проблем в природе не существует. Есть только организационные.
Вот так-то.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
20 Дек 2013
Игорь Любимов
Браво, Алексей. Рад что специалисты подключаются к дискуссии. Правда я насчитал в договоре только 514 комплектов ПО. Сумма договора - 7771019 рублей, и это составляет чуть более 15 тыс. руб за одно рабочее место. Наверное, с установкой по всей области это приемлимо, но если я тебя правильно понял, то речь идет об источнике финансирования (приведу из ТЗ целиком):
2.1. Обозначенные ниже мероприятия проводятся в рамках ОЦП «Развитие информатизации Ярославской области 2011-2013» в целях защиты подключения к региональной инфраструктуре электронного Правительства Ярославской области организаций, подведомственных органам местного самоуправления, для предоставления данными учреждениями услуг в электронном виде в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации № 451 от 08.06.2011 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Иными словами, если заранее думать головой, то потом не нужно стирать ноги до колен.
Справедливости ради, должен добавить, что есть регионы, где вообще без защищенной сети VipNet обошлись...
Заседание общественного Совета при КИТиТ
20 Дек 2013
Алексей Фирулев
Нет, Игорь.
514 в конце таблицы - это было количество по второму этапу. С учетом изменений КД всего 1007 мест - 205 в 1013 году и 802 - до марта 2014 года.
За место 7 717 руб. и это с установкой.
У нас примерно 7 500 руб. за место без установки.
15 000 руб. было бы просто запредельно дорого.
Насчет решить задачу без ViPNet.
Конечно можно, кто бы спорил.
Но ведь условия задачи у нас по ходу дела могут поменяться. Система вдруг будет устроена по-другому, вдруг начнут передаваться данные другой категории, использоваться она будет для других целей.
Решения, подобные ViPNet (не обязательно он) - это решения "с запасом".
Если в регионе уверены в гибкости своих альтернативных решений, в состоянии обосновать их работоспособность в условиях "рисков смены курса" - честь им и хвала. Если нет - пожалуйте приобщиться к решениям ViPNet.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
21 Дек 2013
Игорь Любимов
Я ведь не возражаю, и сумму не комментирую, и ViPNet не пинаю. Я лишь уточняю, что решение об использовании ViPNet принималось ОДНОВРЕМЕННО с решением о его приобретении за счет средств регионального бюджета.
То есть решение было продуманным и комплексным. И в этом случае можно принимать решения "с запасом", если есть какая-либо комплексная программа информатизации региона, где этот "запас" обоснован.
А так чужое решение, да еще и создание чужого "запаса" предлагается оплатить тем, кто ни решения не принимает, ни денег не имеет.
Будем учиться у коллег.
Как-то так.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
22 Дек 2013
Игорь Любимов
И раз уж пошел такой разговор, то добавлю свои личные пять копеек.
На прошедшей неделе у меня была встреча с представителями одной непоследней школы г. Вологды и я приведу несколько бытовых соображений.
Почему в Татарстане используют татарский язык? А в Биробиджане не используют иврит? Это удобно на бытовом уровне. При этом Татарстан не отказывается от русского, он там используется НАРАВНЕ и ОДНОВРЕМЕННО с татарским, республика является ведущим промышленным регионом России и, соответственно, вся научная, технологическая и конструкторская документация ведется на русском языке.
К нашему случаю это применимо аналогичным образом. У некоторых школ уже есть свои системы оказания услуг по ведению электронных дневников, расписаний, с персональными кабинетами родителей, учеников, учителей. Сегодняшний подход к внедрению госуслуг на ЕПГУ предусматривает два варианта развития событий в этом случае - отказ от существующей системы, либо параллельное ведение двух систем.
Рассмотрим первый вариант: Услуги на ЕПГУ регламентируются ФЗ, оказываются строго в соответствии с регламентом. Т.е. хуже (меньше) сделать нельзя. А лучше (больше)? НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Таким образом, при существующем подходе ВСЕГДА у собственной системы будет поле ВОЗМОЖНОСЕЙ оказывать услуги удобнее, качественнее и в более широком спектре. И если такая система у школы уже есть и она ЗАВЕДОМО лучше, то как объяснить родителям, что теперь в соответсвии с ФЗ все станет хуже, неудобнее, да еще за деньги школы?
Но предположим, что предлагаемая ЦИОКО система ИДЕАЛЬНА. По-хорошему, для ее успешной эксплуатации в нормальной школе нужно подключить порядка 40 рабочих мест учителей для ведения электронных дневников и расписаний. Возьмем цифры, приведенные Алексеем Фирулевым: 7500*40 = 300 000 рублей на одну школу. В нашем случае - за ее счет. Ничего так "запас".
Рассмотрим тогда второй вариант - параллельное ведение двух систем. Сейчас в школах города подключается в среднем 3 рабочих места. Значит, учитель, будет сначала заносить все данные о занятиях и успеваемости на своем рабочем месте, а затем, в очередь! стоять и ждать, когда освободится место за одним из специальных компьютеров, подключенных к системе ЦИОКО. По мнению учителей из указанной школы, если они и будут это делать, то только для некоторых учеников, у которых родители потенциально скандальны. Но не только в этом проблема. Появляются имиджевые риски для департамента образования, в этом случае граждане видят, что вмешательство региональных властей для исполнеия требований ФЗ является чистой профанацией и ухудшением уже существующего уровня оказания услуг и пустой тратой денег школы. И учителя анонимно подтверждают это.
Есть ли решение такой ситуации? (Заранее договоримся, что решения, связанные с отказом ViPNet не рассматриваем). Есть, и это интеграция существующей системы школы и решения, предлагаемого ЦИОКО. Понятно, что для каждой школы свой механизм интеграции сделать накладно, и в таких случаях создают универсальный интерфейс с открытым стандартом обмена. Кстати, предварительный разговор с исполнителем контракта по этому поводу был, и исполнитель подтвердил возможность разработки такого интерфейса по требованию заказчика.
Как говорится, и волки сыты, и вам не хворать.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
22 Дек 2013
Руслан Кузнецов
В пятницу вопрос рассматривался уже на Общественном Совете при Департаменте образования.
официальное обращение от ИТ-шников к нему - тут http://www.cio35.ru/sites/default/files/page/attachment/ish._2013.12.18_...
Непосредственно перед ним было еще одно рабочее совещание, с участием Ростелекома, ЦИОКО, Департамента образования, КИТиТ, Администрации Вологды...
Нас заверили, что 23-го числа (понедельник) ЦИОКО даст наконец-то школам города (и остальным школам) возможность работать с системой.
Посмотрим, что получится...
Заседание общественного Совета при КИТиТ
22 Дек 2013
Ольга Юманова
Руслан, "дать возможность" работать и "начать " работать, к сожалению, очень разные вещи. Дословная цитата сотрудника ЦИОКО звучит так "Мы сгенерируем и разошлем вам логины и пароли, а подключать будем, когда получим от поставщика ViPNet данные о ваших лицензиях." То есть, опять получаемся мы в дураках - вроде и дом есть, и ключи есть, а дверной проём , чтоб войти, еще не сделан.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
23 Дек 2013
Алексей Фирулев
Поправлю. Решение ViPNet по защите каналов для школы от 10 до примерно 100 рабочих мест будет стоить 120-150 тыс. руб. независимо от числа мест. Но есть тонкости.
Ольга, ЦИОКО должен получить от поставщика информацию об узлах защищенной сети (так называемые reg файлы), затем сгенерировать файлы с ключевой информацией и конфигурацией и передать их в школы для разворачивания клиентской части. Без этого даже при наличии лицензии и дистрибутива (или аппаратного решения) в школе узел защищенной сети, увы, не поднять.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
23 Дек 2013
Ольга Юманова
Алексей, за что купила - за то и продаю) Я в последнее время подключаю запись во время разговоров со специалистами ЦИОКО и селекторных совещаний.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
23 Дек 2013
Ольга Юманова
Мне бы очень не хотелось, чтобы мои высказывания здесь расценивались как некое "нытье" конечного исполнителя, который вовремя не соориентировался в ситуации и не "взял под козырек". Да, можно было бы еще 7 ноября, при получении письма ДО о подготовке рабочих мест сразу же броситься закупать ViPNet на 40 рабочих мест. Тогда мы бы уже успели получить лицензии и находились бы в счастливом ожидании подключения. Но! Встанем на место любого директора: с меня запрашивают оборудование рабочих мест под неизвестно что, неизвестно как работающее и неизвестно зачем мне оно будет нужно. НИКТО не консультирует по этому неизвестно чему, ни ЦИОКО, ни специалисты Департамента. Потому что нет их там, специалистов в ИТ-технологиях. Семинар-знакомство с системой назначен на 20 ноября, хорошо ждем до 20-го. На семинаре начальник ЦИОКО Касперович В.Н. заявляет: Вы не переживайте, деньги на закупку ViPNet будут выделены централизованно, специалисты Департамента подтверждают. Хорошо, не переживаем, ждем. 27 ноября приходит Соглашение о распределении целевой федеральной субсидии, на укрепление мат.базы. Оказывается, имелись в виду именно эти деньги. Но они идут под другую программу, на закупку ПО, какого бы ни было , их пустить нельзя. В Департаменте почему-то об этом не знали... И только 3 декабря, на селекторном совещании, от Андрея Анатольевича Никуличева наши директора слышат о том, что обеспечение защищенных каналов передачи, оказывается, исключительно их компетенция и отвественность, и деньги они должны находить сами. Мы потеряли месяц! Я полностью соглашусь с Игорем Любимовым насчет имиджевых рисков Департамента образования: система ещё не начала работать, но со стороны педагогических коллективов к ней уже сформировано четкое негативное отношение. "Хотели как лучше, получилось как всегда" (бессмертно).
Заседание общественного Совета при КИТиТ
23 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Протокол заседания выложен на странице Общественного Совета.
Интересно, что-нибудь у кого-нибудь уже работает?
Заседание общественного Совета при КИТиТ
24 Дек 2013
Владимир Бородин
Целиком и полностью согласен Ольгой Юмановой и Игорем Любимовым. Ольге вообще отдельный респект за смелость и прямоту высказываний. В школах среди учителей негатив уже нарастает. Только они не "выносят сор из избы" на общественный площадки. Да и какое может быть внедрение в конце года, когда конец четверти?! Не департаменту ли образования это знать?! Нужно было это всё постепенно внедрять, обучать, в тестовом режиме работать, как это ДОЛЖНО делать при любом внедрении, а с 1 января переходить на полноценную работу. А у нас, как всегда, бросили ребёнка в реку и пускай сам выплывает. И на счёт спасательного круга от ДО и ЦИОКО я сильно сомневаюсь.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
25 Дек 2013
Валерий Романов
Коллеги, есть мнение собраться Комитетом по образованию. Вживую пообщаться и договориться о порядке взаимодействия и обмена информацией. И т.д.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
25 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Я за.
Валерий Николаевич, давай обозначим тему и цель разговора.
Может, не только "комитет по образованию" подключится.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
25 Дек 2013
Валерий Романов
Многие из нас в прошедшем году так или иначе работали с образованием. Поэтому с целями не сложно:
1. Поделиться, кто чем занимается, что знает и что может.
2. Определиться со своими компетенциями и возможностями.
3. Обозначить перечень реальных мероприятий на следующий год.
Далее, тему так и обозначим - образование, и конечно, не только комитет, имею ввиду, комитет должен организовать встречу.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
25 Дек 2013
Владимир Бородин
Давайте соберёмся. Кстати, сегодня, 26.12.13 должны дать пароли учителям для доступа к системе электронных дневников. Жду с нетерпением, чего я через сайт госуслуг увижу.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Владимир Бородин
Попробовал на сайте госуслуг найти электронный дневник. Через поиск нашёл. Называется "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости". Чтобы данную услугу получить, надо подать заявку. На втором же шаге оформления заявки затык полный. Ни одного общеобразовательного учреждения в базе нет. Т.е. не готово ещё всё для предоставления данной услуги. Как всегда, через одно место всё. Ждём-с.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Это и есть та ситуация, о которой мы предупреждали.
Формально услуга есть, регион все требования ФЗ выполнил.
Реально услугой воспользоваться нельзя, и ответственность за это будут нести отельные образовательные организации.
В общем, ждем. Что еще сказать...
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Игорь Любимов
Коллеги, сегодня по нашей просьбе было проведено совещание в Департаменте образования области по проблемам в ходе исполнения контракта по выводу образовательных услуг на ЕГПУ. Совещание проводила Елена Олеговна Рябова, присутствовали директор Вологодского филиала ОАО Ростелеком Андрей Степанович Ганов, директор ЦИОКО Валентина Николаевна Касперович.
Обсуждение было достаточно острым, могу констатировать следующие результаты:
1. Контракт по-прежнему в полном объеме не исполнен, замечания Ростелеком устраняет.
2. Вопросы с обеспечением учебных заведений оборудованием и лицензиями VipNet решены, спасибо компаниям КАМИ и Логасофт, сделавшим все поставки с отсрочкой оплаты на следующий год.
3. Пароли администраторам учебных заведений для доступа к системе выдаются.
4. Отдельно обсуждался вопрос об интеграции с существующими программами учебных заведений. ЦИОКО поддержал необходимость такой интеграции, Ростелеком готов провести необходимые доработки. Нам нужно предложить требования к универсальному интерфейсу обмена. Жду ваших предложений.
П.С. Вроде, пыхтим не зря, процесс пошел...
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Игорь, а вопрос о том, кто будет оператором всей этой системы не обсуждался?
Все же ЦИОКО, или КИТиТ?
Вопрос, на самом деле, важный. И с далеко идущими последствиями.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Игорь Любимов
ЦИОКО. Решение принято, но документально не оформлено, Андрей Анатольевич Никуличев в командировке. (Хотя ведь существует электронный документооборот...)
А какие далеко идущие последствия?
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Руслан Кузнецов
Ну раз нет документов, то нет и решения :)
"Последствия" в моем понимании - это проблемы при последующем сопровождении системы.
Причем, сопровождение это не только ведь "техподдержка", но и сопровождение на уровне административных регламентов.
И тут я очень беспокоюсь, что ЦИОКО, обеспечив техническую часть, административную не обеспечит.
На мой взгляд, 146% проблем, возникших при внедрении системы, связаны именно с недостаточным уровнем информирования, взаимодействия с конечными пользователями, разработки последовательности действий и т.п.
Даже на последних заседаниях мы слышали "все будет работать", "все будет работать", "все будет работать"... Но "на местах" хочется слышать, что конкретно делать и в какие сроки.
Если всю работу ведет ЦИОКО, что мешает хотя бы просто разместить на сайте http://cioko.edu35.ru/ календарный план внедрения системы и алгоритм действий "на местах".
Как общественность я после этого успокоюсь.
Причем я четко понимаю, что взаимодействовать с КИТиТ мы можем и через Клуб, и через Общественный Совет... А вот с ЦИОКО как взаимодействовать - непонятно...
Пока я мониторю ситуацию потихонечку...
Кстати, интересное описание развития событий на http://rodkom35.ru/2013/11/7810/ приведено...
Не хотелось бы 1.1.2014 получить поток статей "ничего не работает, пишу жалобу..."
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Игорь Любимов
Общественный совет при департаменте образования в помощь. Кстати, руководитель департамента Елена Олеговна Рябова всячески поддерживает такой формат взаимодействия с общественностью. Валентине Николаевне Касперович тоже деться будет некуда.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Алексей Фирулев
"спасибо компаниям КАМИ и Логасофт, сделавшим все поставки с отсрочкой оплаты на следующий год."
На знаю, как Алексей Петрович, но я что-то я стал плохо спать.
Вот проснусь, бывает, и думаю - заплатят, не заплатят...
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Игорь Любимов
Тем не менее, без вашего участия искали бы деньги до сих пор.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Ольга Юманова
Мы заплатили)) Пока стоим в очереди на получение. Точно все поставки до 31 декабря сделаете?
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Алексей Фирулев
По вашему колледжу должны успеть.
По тем, которые только собираются подписывать договор, это практически неосуществимо.
Заседание общественного Совета при КИТиТ
26 Дек 2013
Ольга Юманова
Алексей, спасибо огромное, успели!
Заседание общественного Совета при КИТиТ
02 Янв 2014